Да ничего подобного. К тому моменту из ссылки он уже вернулся - "Но он мне царственную руку / Простер — и с вами снова я." Да даже если бы из ссылки - ссылка была ещё та: это даже не Ленин в Шушенском. Жил в родном имении у собственных родителей, писал, издавался, общался с друзьями, фачил крепостную. Тот ещё страдалец репрессированный.
А обстоятельства такие: Пушкин был крайне популярен среди декабристов, причём именно "вольнодумство", его стихи ходили в самиздате. Как на следствии говорил Бестужев-Рюмин, "рукописных экземпляров вольнодумческих сочинений Пушкина и прочих столько по полкам, что это нас самих удивляло". Когда декабристов разгромили, власти решили использовать его как ценный ресурс: прислали фельдъегеря, привезли в Москву, обласкали, Николай объявил, что от обычной цензуры его освобождает совсем и будет его модерировать цензурить самолично. Благодарный Пушкин написал в честь царя "Стансы". В обществе его, мягко говоря, не поняли: с чего вдруг весь из себя оппозиционер-вольнодумец пишет, что "В надежде славы и добра / Гляжу вперед я без боязни" в связи с новым царским правлением? Некто Воейков накатал на него эпиграмму:
Я прежде вольность проповедал, Царей с народом звал на суд, Но только царских щей отведал, И стал придворный лизоблюд.
Пушкин оскорбился, и ответил вышеприведенным стихом под названием "К друзьям": дескать, не корысти ради лижу, а токмо велением сердца.
Вот тут глянь, как Пушкин объясняет свою, тык-скыть, смену ориентации. Имхо, весьма умильно. Я плакалъ.
no subject
Date: 2007-07-16 12:28 am (UTC)А обстоятельства такие: Пушкин был крайне популярен среди декабристов, причём именно "вольнодумство", его стихи ходили в самиздате. Как на следствии говорил Бестужев-Рюмин, "рукописных экземпляров вольнодумческих сочинений Пушкина и прочих столько по полкам, что это нас самих удивляло". Когда декабристов разгромили, власти решили использовать его как ценный ресурс: прислали фельдъегеря, привезли в Москву, обласкали, Николай объявил, что от обычной цензуры его освобождает совсем и будет его
модерироватьцензурить самолично. Благодарный Пушкин написал в честь царя "Стансы". В обществе его, мягко говоря, не поняли: с чего вдруг весь из себя оппозиционер-вольнодумец пишет, что "В надежде славы и добра / Гляжу вперед я без боязни" в связи с новым царским правлением? Некто Воейков накатал на него эпиграмму:Я прежде вольность проповедал,
Царей с народом звал на суд,
Но только царских щей отведал,
И стал придворный лизоблюд.
Пушкин оскорбился, и ответил вышеприведенным стихом под названием "К друзьям": дескать, не корысти ради лижу, а токмо велением сердца.
Вот тут глянь, как Пушкин объясняет свою, тык-скыть, смену ориентации. Имхо, весьма умильно. Я плакалъ.